Кран шаровый успешно вытесняет традиционные вентили и задвижки. Большой спрос вызвал значительное расширение его производства. Многие производители, пытаясь получить большую прибыль за короткое время, выпускают подделки известных фирм.
Устройство и принцип действия
Существенным недостатком обычного вентиля является скопление внутри него нерастворимых в воде соединений. Когда отложений накапливается достаточно много, вентиль начинает с трудом поворачиваться, пока его не заклинит. Задвижки не обеспечивают необходимую герметичность затвора. Кроме того, у всей запорной арматуры быстро начинают протекать сальники, выходят из строя и быстро изнашиваются подвижные детали, требуется ежегодная ревизия.
У шаровых кранов всех этих недостатков нет. Гениально простая конструкция с надежным тефлоновым уплотнением делает их герметичными, удобными и надежными долгое время.
Кран состоит из корпуса и шарового затвора со сквозным отверстием, через которое свободно проходит вода. При перпендикулярном расположении отверстия относительно оси трубопровода кран закрыт. Он легко открывается и закрывается одним поворотом рукоятки. Под ручкой крана смонтирован сальниковый уплотнитель из тефлона, который легко перемещается по штоку и затягивается сверху гайкой.
Основное конструктивное преимущество кран шаровый имеет из-за отсутствия болтовых разъемов, через которые у обычных кранов происходит утечка воды. Он находит все большее применение в газопроводах и нефтепроводах.
Как правильно выбрать шаровый кран
Большое количество подделок требует особенно внимательно относиться к выбору запорной арматуры. На поверхности крана не должно быть неровностей, трещин и наплывов. Большая толщина стенок говорит о том, что он изготовлен методом литья, как обычно изготавливают подделки. Ведущие фирмы делают шаровые краны горячей ковкой или горячим прессованием. Толщина стенок в корпусе крана достигает 2 мм, что никак невозможно достигнуть литьем. Литые подделки, большей частью изготовленные в Китае, имеют неоднородную структуру, наплывы и неровную поверхность корпуса. Если такое изделие попадет в руки, надо аккуратней затягивать гайку, которая прижимает уплотнение к корпусу.
При определенной нагрузке кран может разрушиться. Кованые корпуса выдерживают большие механические напряжения.
Маркировка PN с числом показывает максимально допустимую величину давления в атмосферах, которое может выдержать кран. Водопроводы часто подвержены гидравлическим ударам. Чем большую величину давления сможет выдержать кран, тем лучше. На изделиях показывают величину внутреннего диаметра (мм) трубопровода, для которого они предназначены, например, DN 15 и DN 20. Краны чаще всего изготавливают из латуни и на некоторых из них можно увидеть марку, например, CW617N. Это самая качественная марка латуни за рубежом для систем водоснабжения. Она имеет следующий состав: цинк — 40%, медь — 58%, свинец — 2%. Отечественным аналогом является латунь марки ЛС 59-1. Если на изделиях стоит маркировка этих материалов, а цена небольшая, то мы имеем дело с явной подделкой. Качественная латунь не может стоить дешево.
Уплотнения кранов бывают следующие:
-
- внутри, между гайкой и штоком помещается тефлоновый уплотнитель в виде кольца, при затяжке уплотнение прижимается к деталям и течь не возникает;
тефлоновым сальником также уплотняется шток, в подделке затяжка будет держать шток, но сальник в этот момент прижиматься не будет и герметичность не обеспечится.
Шар фирменного изделия выполнен из кованой латуни с никелевым или хромовым покрытием. Он имеет идеальную зеркальную поверхность. У подделки поверхность шероховатая и тусклая, а сам шар может быть изготовлен из стали. Это легко проверяется магнитом. Сталь быстро проржавеет под действием влаги.
Некоторые изготовители применяют для производства вторичную латунь, которая имеет ниже качество и вредна для здоровья. При покупке у продавца следует требовать сертификат соответствия на продукцию.
Латунный кран по весу тяжелей, чем из цинка или силумина. Другим способом отличить качественное изделие трудно, так как оно выполняется с покрытием. Латунь можно увидеть на резьбе, где она часто проступает. Покрытия из никеля и хрома применяют для защиты от действия горячей воды. При высокой температуре из латуни вымывается свинец и цинк. Обычно латунную арматуру можно устанавливать в водопроводах с горячей водой, а для отопления она не применяется. Больше 150ºС латунные шаровые краны не держат. Это также связано с материалом уплотнителя. Итальянские фирмы над этим работают. На некоторых моделях кранов STC-IDRO применяется новый термостойкий уплотнитель Viton, что позволило увеличить температуру транспортируемой жидкости до 150ºС.
Самые лучшие краны — это итальянские. Большим спросом также пользуются модели из Испании. На подделках пишут название страны, а название фирмы искажают, добавляя или убирая одну букву.
Не очень известные фирмы производят краны среднего качества по приемлемым ценам. Для большой части потребителей они вполне соответствуют требованиям.
Эксплуатация кранов
Кран шаровый имеет два рабочих положения — открытое и закрытое. Регулировать расход воды им не рекомендуется, поскольку у уплотнителя в 2 раза сокращается срок службы.
По способам соединения краны выпускают резьбовые, фланцевые и под сварку. Проходные сечения у них могут быть от 40 % до 100 % по отношению к подводящим трубопроводам.
Шаровые краны часто используются в условиях высокой изношенности трубопроводов, при наличии в воде абразивных частиц, при значительных отклонениях температуры и давления воды от расчетных значений. От механических примесей шаровые краны следует защищать фильтрами, поскольку тефлоновые прокладки легко могут быть повреждены. Если нормально затянутый кран начинает подтекать, то это наверняка является сигналом о том, что поцарапана прокладка. Фильтр следует устанавливать на улавливание частиц размером более 100 мкм.
Заключение
В условиях засилья подделок, при выборе шарового крана следует придерживаться следующих правил:
- проверять магнитом запорный орган, латунь не магнитится;
- внимательно осматривать резьбу на корпусе, которая должна быть из латуни;
- проверять качество уплотнений, которые должны быть из тефлона;
- качественная латунь не может стоить дешево;
- не нужно брать краны с малым весом, изготовленные литьем и с сомнительной маркировкой.