Порядок обслуживания отопительных систем

Отопление

Современный мир отличается стремлением людей создать для себя наиболее комфортные условия в быту. И технологические достижения дают такую возможность. Однако все условия удобного существования и уюта базируются на множестве решений, узлов, структур большой сложности. Часто люди забывают о том, что каждая техническая единица поддерживает параметры своей работы, пока производится соответствующее обеспечение. Рассмотрим, почему многие забывают про периодическое обслуживание отопительных систем, к чему это приводит и как осуществляется.

Сегодня на рынке представлено множество типов нагревательных котлов. Среди устройств, наиболее часто применяемых в системах отопления частного дома, можно условно выделить такие бойлеры:

  • использующие природный газ в качестве топлива;
  • твердотопливные котлы, оборудованные дозаторами;
  • электрические системы нагрева по принципу контактной передачи тепла;
  • индукционные бойлеры.

Сложность ситуации отопительных систем состоит в низкой технической культуре населения. Подписав акт приемки работ монтажной бригады, к примеру, хозяева новеньких отопительных котлов не осведомлены о необходимости периодической их промывки, не знают, какая сервисная организация отвечает за профилактику и проводит обслуживание.

Купив высокотехничное автономное отопление, люди не обращают внимания, что эффективное функционирование таких отопительных систем зависит от многих факторов. Например, котел отопления в условиях постсоветского пространства испытывает «потрясения» в области следующих параметров:

  1. Фактическое давление газа – в среднем 7 мбар. При желании можно найти соответствующий акт в ближайшей обслуживающей организации. Несмотря на то, что производители техники рассчитывают на 13 мбар, а многие котлы отопления, особенно дорогие импортные, предусматривают 20 мбар. Следовательно, горелки просто не могут развить «паспортную» мощность, происходят сбои.
  2. Напряжение в электросети. Броски в пределах 150-270 вольт для нас привычны. Вдобавок существуют падения частоты. Обслуживание, которое могло бы нейтрализовать воздействие, невозможно. Соединение этих факторов очень вредит отопительным контрольным приборам, поскольку в них предусматривается применение точных датчиков и систем диагностики.
  3. Низкие параметры теплоносителя. Многие установщики и фирмы, осуществляющие обслуживание систем отопления, часто действуют халтурно, во многом потому, что невозможно объяснить клиенту необходимость заплатить отдельные деньги за заполнение системы, а не просто залить воду и включить отопление. Поэтому водоподготовка отсутствует, осаждение солей и обслуживание не производится. Отдельной нишей стоят индукционные котлы, где параметры теплоносителя тщательно контролируются, поскольку от них сильно зависит потребление энергии.

Существует немаловажный фактор того, что отопление в среднем работает дольше. Отопительный сезон — длиннее, температуры — ниже. В целом, качественная дорогая техника выдерживает влияния этих факторов и даже обходится без участия пользователя, когда обслуживание просто не проводится. Но чаще всего по прошествии 3-5 лет даже в самых совершенных отопительных системах начинаются если не сбои, то падение эффективности или нестабильная работа.

Состояние котлов в современных домах подходит к той черте, когда акт, подтверждающий ежегодное техническое обслуживание систем отопления, должен становиться самой важной бумагой в папке с домашними документами.

Периодичность обслуживания отопительных систем

Государственные нормы относятся к уровню вентиляции, выброса газов и продуктов сгорания, а также обустройству инфраструктуры отопительных систем. На все работы оформляется отдельный акт – начиная от разрешения на установку, заканчивая проектом газовых или иных магистралей.

Нормы обслуживания отопительных систем основаны на требованиях производителя оборудования, поэтому отдельные регионы устанавливают собственные правила об обязательности проведения процедур, а также зоны ответственности. Назначают того, кто будет производить обслуживание или оставляют это право непосредственному хозяину отопительных систем.

Существует три распространенные схемы:

  1. Торговая сеть или ответственные частные предприниматели предлагают покупателю заключить договор на обслуживание отопительных систем в пределах гарантийного срока. Работы производятся представителями организации, работающей только с изделиями, купленными в определенной торговой сети.
  2. Второй вариант – государственные органы формируют собственные сервисные службы или компанию, производящую обслуживание систем отопления. За это в местный бюджет платится определенная сумма, а сама процедура является полуобязательной.
  3. Третий и самый распространенный вариант – обслуживание производят организации, не относящиеся ни к торговой сети, ни к государственным структурам. Такой вариант очень распространен, особенно после того, как закончился срок гарантии на оборудование отопительных систем.

Перечень работ

Частные предприниматели обычно осуществляют обслуживание по вызову и производят не полный перечень необходимых работ. С организациями – по-другому. Если все происходит по закону, заключается договор на сервисное обслуживание. В нем четко указываются обязанности и права сторон, которые включают, в частности:

  • регламент проведения работ;
  • список проверок технического соответствия;
  • перечень требований к условиям работы оборудования, при нарушении которых организация, предоставляющие услуги, снимает с себя ответственность за качество функционирования отопительных систем;
  • описывается периодичность, с которой производится сервисное обслуживание;
  • указывается список обязательных работ.

Последний пункт – главный. Хотя договор на сервисное обслуживание не имеет стандартной общепринятой формы, перечень работ должен включать в себя следующие пункты:

  1. Контроль состояния и комплектации котла согласно схемам. По результатам проведения составляется акт, при нахождении дефектов или несоответствий – это отдельно отмечается.
  2. Проверка дополнительного оборудования, если оно есть. В структуру отопительных систем могут входить внешние насосы циркуляции, автоматические дозаторы топлива, устройства газоподготовки и т.д.

Данные пункты обычно выполняются раз в год перед началом отопительного сезона. Подобное обслуживание важно, так как гарантирует отсутствие аварий, не связанных с работой основных частей отопительных систем. Остальные касаются, в первую очередь, работы котла:

  • проверка систем защиты;
  • чистка топки и обслуживание зоны сгорания;
  • проверка и обслуживание горизонтальной выводной трубы и турбины;
  • проверка форсунок, чистка и наладка, замена при необходимости;
  • устранение подтеканий и контроль состояния соединений;
  • тестирование работы системы поджига;
  • измерение показателей газа;
  • регулировка давления в системе;
  • проверка основного насоса циркуляции отопительных систем;
  • контроль работы предохранительного клапана;
  • иногда осуществляется упрощенная очистка теплообменников, на которую не составляется акт промывки отопительных систем.

Такой список работ проводится непосредственно перед запуском отопительных систем. По его завершении оформляется акт, который подтверждает, что сервисная организация надлежащим образом выполнила работы по договору.

Дополнительный комплекс работ

Важная работа – тестирование котла на эффективность. Она включает в себя настройку и измерение всех параметров, например, непосредственное давление топлива на входе в горелку, состав дымовых газов (сажа, СО, СО2 и другие параметры), фактический КПД и расход топлива. Процедура долгая, требует проведения сложных анализов. Обычно применяется для тонкой настройки отопительных систем по требованиям условий в месте эксплуатации.

Другая, более востребованная работа – процедура промывки. Представляет собой удаление накипи в трубках теплообменника. Производится обычно в условиях мастерской. С помощью промывки можно добиться более эффективной работы отопительных систем.

По завершении обслуживания такого рода обычно составляется отдельный акт промывки системы отопления. Он ничего не говорит об изменении параметров работы, просто декларирует, что производился демонтаж и последующая сборка отопительного оборудования.

Оцените статью
Добавить комментарий